Preview

Сравнительная политика

Расширенный поиск
Том 10, № 3 (2019): В номере "Политико-правовые аспекты"
Скачать выпуск PDF
191
Аннотация

В статье представлены результаты исследования восприятия России ее гражданами, реализуемого на кафедре социологии и психологии политики факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Исследование было посвящено рассмотрению образа своей страны, сформированного в сознании жителей разных регионов. Методология исследования включала в себя фокусированные полустандартизированные интервью, а также метод проективных тестов. Для интерпретации данных использовались качественные методы с элементами количественных: методы кодирования и шкалирования ответов на открытые вопросы, а также статистический анализ. В работе представлены результаты сравнительного анализа образов своей страны у жителей 11 регионов России, эти данные дополнены отдельными кейсами, иллюстрирующими особенности восприятия России в Москве, Смоленской области и в Республике Тыва.  Образ страны в сознании россиян  рассмотрен с учетом   рациональных и неосознаваемых компонентов. Внимание было уделено изучению важнейших структурных элементов  образа: территории, народа, власти, политических лидеров и геополитической роли страны. Проведенное исследование позволило выявить особенности восприятия России  в регионах с различным федеративным статусом. Выводы акцентируют две основные проблемы, связанные с региональными образами своей страны: во-первых, это проблема незавершенности формирования национально-государственной идентичности и. во-вторых, необходимость конструирования непротиворечивых образов прошлого и будущего своей страны. Кроме того исследование показало, что  наиболее важными снованиями для  формирования конгруэнтного образа страны являются, моральные детерминанты, которые имеют  не просто высокую, но приоритетную значимость в политическом восприятии своей страны.

ОТ РЕДАКЦИИ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ И ИНСТИТУТОВ

7-14 1101
Аннотация

В статье представлен анализ политической ценности и социального назначения конституций как результата исторической эволюции государств и способа фиксации перспектив политического и общественного развития. В частности, ставятся вопросы о сущности конституционного акта в автократических государствах и о его социальном восприятии. Обстоятельному разбору подвергаются конституционные характеристики правового и социального государства, и оценивается их значение либо как принципа, высшей ценности или национальной идеи политического развития, либо как конституционной юридической нормы. Автор обращает внимание на то, что по-разному формулируемые конституционные положения в целом не порождают в конституционно-правовой практике государств отличий концептуального свойства. Замечено также, что не всякое государство, которое реально и повседневно обеспечивает верховенство закона и признает имманентной обязанностью государства гарантирование безусловного базового дохода как гарантии достойной жизни граждан, проявляет стремление именовать себя в собственной конституции правовым и социальным. Немаловажный показатель прогрессивного политико-правового развития автор видит в устойчивости конституции и законодательства государства. Автор считает, что имеется гораздо больше юридических оснований характеристики государства как правового и социального фиксировать в конституциях как принципы – организационные идеи для создания соответствующих условий, а не как конституционные нормы.

15-21 713
Аннотация

В статье исследуется роль Конституции в формировании и регулировании идеологии государства. Сама Конституция рассматривается в триедином аспекте: Основного закона государства, Общественного договора и «Политического кодекса». При этом в каждом из рассматриваемых качеств на Конституцию ложится задача обеспечить консенсус либеральных и социальных начал, баланс индивидуализма и солидарности, снизить градус конфронтации между различными социальными группами. Автором осуществляется сравнительный анализ конституционных основ идеологии в России и зарубежных странах.

22-31 675
Аннотация

В представленной статье исследуется феномен отчуждения (алиенации), сопутствующий современным формализованным общественным договорам ‒ конституциям. Конституция, рассматриваемая в качестве формализованного общественного договора, представляет собой юридический акт отчуждения гражданского общества от государственной власти на определенных, прописанных условиях. В рамках методологии юридической политологии (политологии права) осуществлен системный компаративистский анализ основных черт алиенации и деалиенации, соответствующих конституциям буржуазно-демократических, социалистических, постсоциалистических и религиозных государств. В работе использован историко-материалистический подход, согласно которому естественное состояние (интерпретация первобытной жизни) и общественный договор (акт отчуждения прав населения в пользу создаваемого государства) ‒ необходимые фикции антифеодальной естественно-правовой теории, сформулированной в Эпоху Просвещения. Современные государства на практике, через формализованный общественный договор ‒ конституцию, определяют права народа и «правительства», предусматривают возможности алиенации и деалиенации всех конституированных общественных отношений. Данная логическая схема составляет modus operandi всего исследования, в результате которого автор пришел к выводу, что формализованным общественным договорам (конституциям) стран с разнообразным общественно-политическим устройством имманентны различные виды и формы отчуждения; пути конституционной деалиенации также многообразны: совершенствование системы прав и свобод, социальных гарантий, государственно-партийной и государственно-религиозной идеологии и т.д. Данный процесс относительно бесконечен, детерминирован цивилизационными особенностями сообществ, но, главным образом, развитием производительных сил и производственных отношений, неизбежное революционизирование которых ставит новые проблемы алиенации и деалиенации на пути к общему благу человечества.

32-45 545
Аннотация

Статья посвящена анализу тех противоречивых оценок, которые были даны российской Конституции 1993 года по случаю ее 25-летнего юбилея. В фокусе внимания автора находится также статья Председателя Конституционного суда Российской Федерации Валерия Зорькина «Буква и дух Конституции», опубликованная 10 октября 2018 г. в «Российской газете», те идеи, которые в ней содержатся. Обобщая оценки состоявшейся и еще продолжающейся дискуссии, автор приходит к основному выводу: «точечные изменения» для улучшения Конституции–93 недостаточны. России нужен новый Основной закон, адекватный новым историческим реалиям.

225
Аннотация
В статье представлен анализ политической ценности и социального назначения конституций как результата исторической эволюции государств и способа фиксации перспектив политического и общественного развития. В частности, ставятся вопросы о сущности конституционного акта в автократических государствах и о его социальном восприятии. Обстоятельному разбору подвергаются конституционные характеристики правового и социального государства, и оценивается их значение либо как принципа, высшей ценности или национальной идеи политического развития, либо как конституционной юридической нормы. Автор обращает внимание на то, что по-разному формулируемые конституционные положения в целом не порождают в конституционно-правовой практике государств отличий концептуального свойства. Замечено также, что не всякое государство, которое реально и повседневно обеспечивает верховенство закона и признает имманентной обязанностью государства гарантирование безусловного базового дохода как гарантии достойной жизни граждан, проявляет стремление именовать себя в собственной конституции правовым и социальным. Немаловажный показатель прогрессивного политико-правового развития автор видит в устойчивости конституции и законодательства государства. Автор считает, что имеется гораздо больше юридических оснований характеристики государства как правового и социального фиксировать в конституциях как принципы – организационные идеи для создания соответствующих условий, а не как конституционные нормы

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА

46-57 1515
Аннотация

Статья посвящена изучению «мягкой силы» России в ближнем зарубежье в сравнении с «нормативной силой» Евросоюза. Работа состоит из двух частей. Первый раздел посвящен категориальному осмыслению понятия «мягкая сила». Много внимания уделено ресурсам, производящим «привлекательность». Показано, что не существует универсальных компонентов «мягкой силы». Во второй части работы рассматривается «мягкий» компонент российской внешней политики на постсоветском пространстве. В академических и экспертных кругах существует мнение, что у России «мягкая сила» плохо развита (в сравнении с европейскими государствами). В статье показано, что данный тезис не корректен: российские внешнеполитические нормы и принципы в глазах большинства постсоветских государств выглядят более привлекательными, чем Евросоюза.

58-73 937
Аннотация

Цель исследования – провести сравнительный анализ стратегий национальной безопасности России и Германии на основе закрепления в них общечеловеческих ценностей, исключая геополитическую и военную направленность. Выбор стратегий двух государств обусловлен наличием общих правовых, культурных и исторических традиций. Исследуется эволюция понятия «национальная безопасность», содержание которой расширилось как на нормативном, так и научном уровнях ввиду появления новых видов угроз и опасностей. Обосновывается, что в основе стратегий национальной безопасности двух стран находятся права и свободы человека и гражданина, а не только внешнеполитические интересы. Кроме того, в стратегиях двух стран исходят из исключения и нивелирование угроз посредством обеспечения внутренней и внешней безопасности как единого целого, а не за счет глобальной безопасности. В обоих стратегиях: права человека, личность и общество находятся на первом месте; прослеживается их гуманистическая социальная направленность; обеспечение третьего и четвертого прав поколений человека нашли отражение в нормативных документах, закрепляющих национальную безопасность; существование в менталитете обеих наций черт коллективизма отразилось в виде участия институтов гражданского общества в обеспечении национальной безопасности. Различия в стратегиях национальной безопасности России и Германии обусловлены разными уровнями социального и экономического развития, и основной акцент в стратегии России сделан на решении социальных, экономических и культурных задач. Обосновано, что в стратегии национальной безопасности России в большей степени упор делается на поднятие критериев качества жизни до уровня мировых стандартов и внутренних угрозах. Это предопределено тем, что права и свободы человека пока не нашли однозначного утверждения в виде высшей ценности в сознании и менталитете всех слоев населения, когда достаточно одного указания на них в Конституции или ином законе.

74-94 995
Аннотация

В статье представлены результаты исследования восприятия России ее гражданами, реализуемого на кафедре социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Исследование было посвящено рассмотрению образа своей страны, сформированного в сознании жителей разных регионов. Методология исследования включала в себя фокусированные полустандартизированные интервью, а также метод проективных тестов. Для интерпретации данных использовались качественные методы с элементами количественных: методы кодирования и шкалирования ответов на открытые вопросы, а также статистический анализ. В работе представлены результаты сравнительного анализа образов своей страны у жителей 11 регионов России, эти данные дополнены отдельными кейсами, иллюстрирующими особенности восприятия России в Москве, Смоленской области и в Республике Тыва. Образ страны в сознании россиян рассмотрен с учетом рациональных и неосознаваемых компонентов. Внимание было уделено изучению важнейших структурных элементов образа: территории, народа, власти, политических лидеров и геополитической роли страны. Проведенное исследование позволило выявить особенности восприятия России в регионах с различным федеративным статусом. Выводы акцентируют две основные проблемы, связанные с региональными образами своей страны: во-первых, это проблема незавершенности формирования национально-государственной идентичности и. во-вторых, необходимость конструирования непротиворечивых образов прошлого и будущего своей страны. Кроме того исследование показало, что наиболее важными снованиями для формирования конгруэнтного образа страны являются, моральные детерминанты, которые имеют не просто высокую, но приоритетную значимость в политическом восприятии своей страны.

95-104 954
Аннотация

 В статье рассматриваются основные политические, экономические и социальные факторы, оказывающие влияние на взаимоотношения между Россией и государствами СНГ и в той или иной степени обуславливающие снижение влияния РФ на постсоветском пространстве. С точки зрения авторов, данный феномен объясняется, с одной стороны, стремлением государств СНГ к диверсификации своего внешнеполитического курса, а с другой – целым рядом социокультурных и психологических факторов. Авторы полагают, что восприятие отдельных государств постсоветского пространства в качестве заведомо пророссийских является ошибочным в своей основе и базирующимся на неверной оценке текущих международных реалий, в то время как на практике внешнеполитический курс постсоветских стран в первую очередь определяется конкретными экономическими интересами соответствующих государств СНГ. В этой связи использование таких терминов, как «пророссийская» или «прозападная» ориентация стран СНГ представляется авторам достаточно малопродуктивным и не способствующим выработке реалистичного внешнеполитического курса в отношении данных государств.

347
Аннотация

 This article attempts to highlight the key economic, political, and social factors that have adverse effects on current relationship dynamics between the Russian Federation and the CIS countries and are thus responsible for the gradual decline in Russia’s influence in the post-Soviet area. Based on extensive analytical findings, the authors come to the conclusion that the CIS countries’ lack of dedication to following the pro-Russian line is contingent, on the one hand, on their objective need to diversify their own political, trade and economic relations, and on the other hand, on a number of subjective, socio-cultural and psycho-political factors. The article argues that Russian political leaders’ perception of various post-soviet countries as “pro-Russian” is biased in its conceptual core and based on a number of subjective factors that have no actual relation to the decision-making process in these countries. In reality, the foreign policy of CIS countries is based mostly on pragmatic economic interests capable of providing steady development, which makes implementation of such subjective terms as “pro-Russian” and “pro-Western” highly misleading and unproductive, especially in the current conditions of confrontation between Russia and the West. The authors take an attempt to reveal the very mechanism of such subjective terms entering the political and economic sphere and to demonstrate their profound negative influence in formation and conceptualization of a propper and unbiased political course.  

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

105-113 633
Аннотация

Большое количество авторов научных исследований, иных представителей юридических профессий, журналистов констатируют, что в нашем государстве в настоящее время наблюдается кризис законности, постоянная корректировка, а также пробельность и противоречивость законодательства. Главенствующей причиной сложившейся неблагоприятной ситуации, полагаем, является отсутствие специально обученных представителей юридической профессии, специально подготовленных к правотворчеству, готовых предложить взвешенный подход к разработке и принятию более устойчивых законов, которые могли бы регулировать динамично развивающиеся общественные отношения и в то же время не подвергаться постоянной модернизации. Столь непростая и часто критикуемая работа сферы правотворчества требует качественного пересмотра состава участников законодательных органов власти федерального и регионального уровней, представителей министерств и ведомств, деятельность которых связана с нормотворчеством. В то же время, знания основ юридической техники, анализ причин увеличения количества актов, признанных неконституционными, актов, несоответствующих актам большей юридической силы, исследование в ретроспективе качества правотворческой деятельности зарубежных стран и погружение в иные дисциплины при подготовке специально обученной прослойки представителей юридической профессии, может в итоге благоприятно отразиться на постоянстве и устойчивости системы законодательства России. Цель исследования ‒ обосновать необходимость введения профессии норморайтера, разработки и внедрения профессионального и образовательного стандартов. Методологическая основа: дедукция, абстрагирование, диалектический анализ результатов правотворчества, исторический и сравнительный методы оценки качества действующего законодательства России и зарубежных стран, обобщение проблем и предложение путей выхода из кризиса в области законотворчества. Результаты: с целью реализации проекта подготовки специально обученных людей – норморайтеров, поддержана идея о необходимости разработки профессионального и образовательного стандартов, в то же время проводится критика целесообразности введения льгот, поощрений и иных преференций. Выводы: знание и соблюдение строго формализованного подхода к созданию проекта нормативного акта, а также профессиональное оформление проектов актов законотворчества норморайтерами способны вывести систему российского законодательства на новый уровень.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА

 
114-132 675
Аннотация

Редакция журнала «Сравнительная политика» публикует Круглый стол «Перспективы китайских реформ в изменившемся мире». Часть II: «Торможение китайской экономики, торговая война с США, оценка возможностей стимулирования роста возможностей Китая», посвященного результатам анализа динамики и современного состояния процесса экономического и политического реформирования в Китае. На мероприятии выступили и приняли участие в дискуссии исследователи МГИМО МИД России, ИДВ РАН, РУДН, ИВ РАН, НИУ ВШЭ, ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, НИИ ВИ Военной академии Генерального штаба ВС РФ, РИСИ, МГУ имени М.В. Ломоносова. Ведущие российские эксперты обсудили новые цели китайских реформ на обретение мирового лидерства в науке и технике, возможность достижения этих целей, их влияние на мировой статус Китая, а также последствия в условиях конфронтации с США. Также обсуждался вопрос, куда будет толкать Китай рост напряженности с Западом – в направлении расширения открытости и либерализации экономики, либо в сторону увеличения автаркии в духе «опоры на собственные силы»? Какие факторы могут побудить китайское руководство к проведению политических реформ? Эксперты также обсудили основания появления в ходе продвижения китайских реформ общезначимой «китайской модели», которая может быть предложена в качестве альтернативы западной модели другим странам и вопрос возможности заимствования Россией на нынешнем этапе развития или странами постсоветсткого пространства каких-либо компонентов «китайской модели». Также анализировалась вероятность того, что вокруг Китая будет формироваться новый экономический «полюс» современного мира, а также выгоды и какие проблемы для тех, кто будет пытаться к нему присоединиться.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАМЕТКИ

133-147 614
Аннотация

Статья посвящена анализу сложностей применения доктрины суверенного иммунитета к суверенным фондам в условиях современной международной практики. На основе анализа деятельности суверенных фондов таких крупных стран, как, например, Китайская Народная Республика, доступных для анализа решений по инвестиционным спорам в статье изучена проблематика трудностей применения концепции суверенного иммунитета к суверенным фондам – как с точки зрения многомерного статуса такого образования, как суверенный фонд, так и с точки зрения применения концепций абсолютного и функционального иммунитета в процессе исполнения судебных и арбитражных решений против суверенных фондов. На основе изучения практики применения доктрины суверенитета в рамках деятельности суверенных фондов в статье делается вывод о наличии серьезного пробела в толковании и применении данного понятия в международном праве в отношении суверенных фондов и даются рекомендации о том, какие направления регулирования могут помочь в его преодолении.

148-158 545
Аннотация

В январе-феврале 1875 г. молодой прапорщик корпуса флотских штурманов Павел Иванович Ибис (Paul Ibis, 1852-1877) совершил в одиночку полное опасностей и приключений «этнографическое путешествие» на Формозу (Тайвань). Пройдя за 1,5 месяца из порта Такао на самый юг, а затем на север острова, Ибис собрал, систематизировал и опубликовал в двух статьях на русском (Морской сборник, 1876) и немецком (Globus, 1877) языках уникальные этнологические материалы о коренных и пришлых формозцах. Однако российский морской офицер не был первым исследователем, осуществившим столь сложную и смелую научную экспедицию. Американский ученый-натуралист Джозеф Бил Стир (1842-1940) посетил Формозу незадолго до Ибиса, в октябре 1873 – марте 1874 гг., и провел там 6 месяцев, в течение которых собирал коллекции местных видов флоры и фауны, а также этнографические и лингвистические материалы для Мичиганского университета. Статья содержит сравнительный обзор полевых материалов, методик, хода и результатов этнологической работы двух исследователей, посетивших остров и изучавших его почти синхронно и независимо друг от друга. Сравнение их публикаций показывает, что статьи П.И. Ибиса, казалось бы, совершенно далекого от профессиональных этнологических исследований, нисколько не уступают общему научному уровню статей Д.Б. Стира, а в некоторых случаях и превосходят его. Предположительно, это стало возможным потому, что Ибис имел в своем распоряжении некое солидное научно-методическое пособие, позволившее ему овладеть специальными полевыми методиками, а затем успешно применить их на практике. Таким пособием мог быть «Свод инструкций для Камчатской экспедиции, предпринимаемой Русским Географическим обществом», изданным в 1852 г.

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

НА КНИЖНОЙ ПОЛКЕ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-3279 (Print)
ISSN 2412-4990 (Online)