СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ И ИНСТИТУТОВ
С самого начала самопровозглашенный Халифат, образованный на территориях Сирии и Ирака, стал применять эффективную коммуникационную стратегию, позволившую ему не только громко заявить о себе всему миру, но и постоянно привлекать внимание, финансы, людей. Более того, данная стратегия нацелена не просто на привлечение внимания как можно более широкого круга лиц, она ставит также целью радикализацию своих последователей, часть которых отправляется на территорию, занятую Исламским государством (ИГ, запрещенным в России), а часть – остается на родине для реализации других задач. Данная статья представляет собой компаративный анализ воздействия коммуникационной стратегии ИГ на общества в России и Соединенном Королевстве, угроз, которые она несет отдельным индивидам и всему государству в целом, и тех правовых инструментов, которые есть у обоих государств, чтобы противодействовать стратегии радикализации, столь упорно и тщательно продвигаемой ИГ. Актуально сравнить угрозы ИГ российскому и британскому обществам, которые по разному оценивают сирийский конфликт и вообще эскалацию насилия на Ближнем Востоке. Более того, Британия участвует в борьбе против ИГ в коалиции с США, в то время как Россия выполняет, прежде всего, собственные задачи в регионе. Авторы показывают, что российская правовая база представляется более инструментальной в осуществлении контртеррористических мероприятий, в отличие от узкого и специфического британского законодательства. Между тем, оба государства нуждаются в обмене информацией и совместной борьбе против исламской радикализации, которая носит именно глобальный характер.
В статье рассматриваются различные варианты теоретических подходов к историческому исследованию на примере анализа внешнеполитического процесса в Японии в годы пребывания у власти Либерально-демократической партии в1955-1993 гг. (период «системы1955 года»). Эти подходы классифицируются по степени их генерализуемости. Разница в методологических подходах соответствует различию в эпистемологических позициях, в частности, представлениям о возможности и целесообразности поиска закономерностей, существующих вне зависимости от культурно-исторического контекста. Делается вывод, что понимание сильных и слабых сторон подходов, а также того, какие цели могут ставиться в их рамках, имеет существенное значение для методологии внешнеполитического исследования.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
В статье освещается влияние правового статуса оказавшихся в Китае русских беженцев на советско-китайские отношения в первой половине ХХ века. С помощью сравнительно-исторического анализа этапов урегулирования правового положения русских эмигрантов в Китае в1920-е– 1940-е гг. характеризуются особенности правового статуса русских беженцев в различных областях Китая, его зависимость от политической ситуации на Дальнем Востоке и советско-китайских отношений на разных этапах формирования и последующего распада диаспоры.
Статья посвящена истории появления и развития стратегии КНР в Арктике. Автор рассматривает попытки Китая воздействовать на арктические страны через научную дипломатию. Китайские геополитики в научных работах в настоящее время активно обосновывают арктический статус Китая. Арктическая стратегия Китая к настоящему времени еще не сформирована окончательно, однако уже вырисовывается еще общий вектор направленности. Фактически политика КНР разделила арктические и приарктические страны на две группы: страны, которые заинтересованы в присутствии Китая в Арктике и страны, которые не хотели бы видеть Китай в роли серьезного игрока. Если выстроить иерархию интересов Китая в Арктике, то несомненным приоритетом будут обладать экономические цели. От реализации экономических планов Китая во многом будет зависеть его статус одной из ведущих мировых держав в XXI веке. Освоение СМП, изучение послежствий изменения климата в Арктике и получение к углеводородным ресурсам северного региона станут главными приоритетами Китая в ближайшее время.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ
Редакция журнала «Сравнительная политика» публикует вторую часть материалов ситуационного анализа в форме сценируемого круглого стола, посвященного результатам анализа динамики и современного состояния развития российско-китайских отношений и развития ситуации в АТР. На мероприятии выступили и приняли участие в дискуссии исследователи Центра комплексного китаеведения и региональных проектов МГИМО МИД России, Института Дальнего Востока РАН, Института Востоковедения РАН, Российского института стратегических исследований (РИСИ), Института политического и военного анализа, Института экономики РАН, ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, НИУ ВШЭ, Национального комитета БРИКС. Ведущие российские эксперты обсудили современное состояние и перспективы российско-китайских отношений и эволюцию ситуации в АТР, а также формирование нового функционального Индо-Тихоокеанского региона (Индо-Пасифика), проблемы и перспективы новых региональных проектов в Евразии.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА
В настоящее время Международный транспортный коридор Север-Юг широко обсуждается в среде политиков и экспертов, поскольку уже сегодня заметен значительный прогресс в реализации инициативы. Проект остается инициативой, прежде всего, четырех государств ‒ Индии, Ирана, Азербайджана и России, расположенных вдоль маршрута коридора. Негосударственные акторы, будь то локальные компании или транснациональные корпорации, не проявили большой заинтересованности в разработке проекта, в основном из-за опасений относительно гарантированной прибыли от инвестиций. В статье анализируется сценарий, благодаря которому участвующие в проекте государства могли бы привлечь частные компании для разработки масштабного проекта, в том числе и в цифровой сфере. Партнерские отношения между государственным и частным секторами приведут к эффективному применению передовых цифровых технологий, таких как технология IoT (Интернет вещей), Blockchain (блокчейн) и т.., которые обладают потенциалом эффективно обслуживать потребности различных мероприятий, работающих на всем протяжении коридора. Это, в свою очередь, увеличит эффективность и выгодность коридора, тем самым обеспечив его устойчивый успех.
После воссоединения Крыма с Россией восприятие внешнеполитического курса превратилось в универсальный маркер, служащий для идентификации принадлежности к конкретным политическим группам. Расхождения в оценках российской внешней политики стало одной из причин раскола внутри несистемной оппозиции. Позиционирование российской внешней политики превратилось в фактор, определяющий перспективы расширения сторонников различных оппозиционного структур. Целью данного исследования является определение общих и специфических элементов в оценках внешней политики России за период 2014 – 2017 гг. лидерами несистемной оппозиции. Эмпирическая база работы была сформирована путем обобщения материалов публичных выступлений 13 политиков, принадлежащих к разным сегментам несистемной оппозиции. Восприятие внешнеполитического курса официальной Москвы оценивается сквозь призму позиционирования ситуации вокруг Крыма, Донбасса и Сирии. На основе проведенных изысканий сделан вывод о том, что внутри несистемной оппозиции, как и в рамках отдельных ее групп, не выработано солидарной оценки внешней политики России. Аналогичным образом существенно отличаются альтернативные сценарии ведения внешней политики, предлагаемые оппозиционерами. Имеются определенные консенсусные точки. Так, за редким исключением, оппозиционеры осуждают вмешательство России в сирийский конфликт в какой-либо форме, как и идею необходимости безусловного возвращения Крыма Украине. Общим моментом в оценке внешнеполитического курса Кремля являются обвинения в игнорировании состояния российской экономики и стремлении использовать локальные конфликты как средство отвлечения внимания граждан от внутренних проблем. Однако либералы, представители националистов и условного «патриотического крыла» существенно расходятся в восприятии ситуации на Донбассе, во многих аспектах - принципиально. Разногласия в вопросах внешней политики могут служить препятствием на пути консолидации как всей несистемной оппозиции, так и ее отдельных, идеологически близких групп. В то же время можно отметить благоприятные условия для создания ситуативных альянсов между представителями разных идеологических номинаций.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАМЕТКИ
Жизнь россиян, осевших на Тайване в последней трети XIX в., до недавних пор оставалась неизученным «белым пятном» в истории острова и российско-тайваньских отношений. В 1996 г. один из авторов этой статьи обнаружил на старом европейском кладбище в пригороде Тайбэя могилу «уроженца Финляндии» Йохана Аминова (1850-1919). Спустя 10 лет в Архиве внешней политики Российской империи (АВПРИ) было найдено письмо некого Аминова на английском языке, посланное летом 1900 г. русскому консулу в Фучжоу. Содержание письма, переправленного с дипломатической почтой в Пекин, а затем и в Санкт-Петербург, оказалось столь значимым, что было включено в Высочайшие доклады и доведено до сведения императора Николая II, оставившего на нём «высочайшую пометку» синим карандашом. Как показало исследование, проведенное с применением методов сравнительно-исторического анализа архивной и опубликованной информации, автор письма и человек, похороненный в Тайбэе – одно и то же лицо. В статье воссозданы детали удивительной биографии Йохана Аминова – финна с русско-шведскими корнями, бывалого моряка и успешного продавца Библий, прожившего на Тайване около 30 лет (до самой смерти), принявшего японское подданство и служившего в японской полиции, но не забывавшего Россию и «свой долг перед страной». Очевидно, Йохан Аминов был одним из первых проживавших в японской империи россиян, тайно предупредившим об опасности враждебных настроений, действий и планов японцев за 4 года до начала русско-японской войны. Статья основана на сравнительно-историческом анализе широкого круга исторических источников, включающих годовые отчёты «Американского Библейского общества», финские генеалогические архивы, документы из АВПРИ и архивов японской колониальной администрации на Тайване, а также публикаций дореволюционной российской прессы. Почти все цитируемые документы публикуются и вводятся в научный оборот впервые.
ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ
Российская академия наук осуществила исключительно важный в научном смысле проект по публикации многотомного наследия И.М. Майского. В серии «Научное наследство» с 2005 по 2011 гг. были опубликованы никогда не издававшиеся ранее письма, документы, материалы, связанные с деятельностью выдающегося отечественного политика, дипломата и ученого Ивана Михайловича Майского. Далее началась «вторая» жизнь его наследия, связанная с выходом в свет дневников на английском, французском, немецком языках. Готовятся издания на испанском и китайском языках. Выход в свет неизданного наследия И.М. Майского, так же как и публикуемой записки И.М. Майского о М.Н. Тухачевском и В.К. Путне, важно для понимания внешнеполитического и политического измерения новейшей истории и может быть продуктивно использовано в сравнительно-историческом анализе.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
НАШИ ПАРТНЕРЫ
НА КНИЖНОЙ ПОЛКЕ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
С самого начала самопровозглашенный Халифат, образованный на территориях Сирии и Ирака, стал применять эффективную коммуникационную стратегию, позволившую ему не только громко заявить о себе всему миру, но и постоянно привлекать внимание, финансы, людей. Более того, данная стратегия нацелена не просто на привлечение внимания как можно более широкого круга лиц, она ставит также целью радикализацию своих последователей, часть которых отправляется на территорию, занятую Исламским государством (ИГ, запрещенным в России), а часть – остается на родине для реализации других задач. Данная статья представляет собой компаративный анализ воздействия коммуникационной стратегии ИГ на общества в России и Соединенном Королевстве, угроз, которые она несет отдельным индивидам и всему государству в целом, и тех правовых инструментов, которые есть у обоих государств, чтобы противодействовать стратегии радикализации, столь упорно и тщательно продвигаемой ИГ. Актуально сравнить угрозы ИГ российскому и британскому обществам, которые по разному оценивают сирийский конфликт и вообще эскалацию насилия на Ближнем Востоке. Более того, Британия участвует в борьбе против ИГ в коалиции с США, в то время как Россия выполняет, прежде всего, собственные задачи в регионе. Авторы показывают, что российская правовая база представляется более инструментальной в осуществлении контртеррористических мероприятий, в отличие от узкого и специфического британского законодательства. Между тем, оба государства нуждаются в обмене информацией и совместной борьбе против исламской радикализации, которая носит именно глобальный характер.
ВОСТОК И ПОЛИТИКА В СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
В публикации освещается влияние правового статуса оказавшихся в Китае русских беженцев на советско-китайские отношения в первой половине ХХ века. Характеризуются особенности правового статуса русских беженцев в различных областях Китая, его зависимость от политической ситуации на Дальнем Востоке и советско-китайских отношений на разных этапах формирования и последующего распада диаспоры.
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ И ПРАКТИКИ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ
ISSN 2412-4990 (Online)