АЗИАТСКИЕ «МОЗГОВЫЕ ЦЕНТРЫ»: ПОЛОЖЕНИЕ В МИРЕ И ВЛИЯНИЕ НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ
https://doi.org/10.18611/2221-3279-2018-9-3-5-13
Аннотация
В статье исследуются тенденции развития экспертноаналитических структур ведущих стран Азии. Автор анализирует положение азиатских «фабрик мысли» в мировых рейтингах, приводит результаты последних исследований, посвященных оценке особенностей этих организаций. Несмотря на то, что первые «мозговые центры» появились в Азии еще в 1950-е гг., они не превратились в значимую в политическом отношении силу. Азиатские экспертные структуры часто выполняют работы по заказам правительственных ведомств или корпораций, которые финансируют их деятельность, что снижает способность «фабрик мысли» самостоятельно определять тематику исследований и отстаивать независимую позицию. Вместе с тем «мозговые центры» предоставляют площадку для диалога с зарубежными экспертами и участвуют во взаимодействии по «второму треку», что может быть использовано в периоды ухудшения политического климата между странами. Например, регулярные контакты экспертов России и Японии в 2014-2015 гг. способствовали быстрому преодолению неблагоприятного периода российско-японских взаимоотношений, связанного с введением Японией антироссийских санкций. Автор дает оценку деятельности форматов сетевого взаимодействия экспертноаналитических структур. Азиатские сети «мозговых центров» создавались преимущественно как механизмы поддержки по «второму треку» региональных институтов и форумов: АТЭС, АСЕАН Плюс Три, Регионального форума АСЕАН по безопасности и пр. Сети экспертных центров, как правило, опираются на узловые центры, участвующие в работе сети на постоянной основе; их деятельность имеет устойчивый и регулярный характер; сохраняется преемственность повестки обсуждений. Делаются выводы о потенциале влияния России на идейно-политические процессы в АТР.
Об авторе
К. Р. ВодаРоссия
Кристина Рудольфовна Вода – кандидат политических наук, младший научный сотрудник, Центр азиатско-тихоокеанских исследований
Москва
Список литературы
1. Войтоловский Ф.Г. Единство и разобщенность Запада. Идеологическое отражение в сознании элит США и Западной Европы трансформаций политического миропорядка 1940-е-2000-е гг ‒ М.: Крафт+, 2007.
2. Истомин И.А. Внешнеполитическая экспертиза в США // Сравнительная политика. ‒ 2015. ‒ No. 1. ‒ С. 111-127.
3. Кобринская И.Я. «Мозговые тресты» и внешняя политика США. ‒ М.: Международные отношения, 1986.
4. Проблемы безопасности и международного правового порядка в АТР: взгляд из Токио и Москвы / Отв. ред. В.В. Михеев, В.Г. Швыдко. – М.: ИМЭМО РАН, 2014.
5. РСМД и Токийский фонд продолжают стратегический диалог. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4743#top-content
6. Хрусталев М.А. Анализ международных ситуаций и политическая экспертиза: очерки теории и методологии. – М.: МГИМО-НОФМО, 2008.
7. Шейдина И.Л. США: «Фабрики мысли» на службе стратегии. – М.: Наука, 1973.
8. Abelson, D. Do Think Tanks Matter? Assessing the Impact of Public Policy Institutes. McGill-Queen’s University Press. Quebec, 2009.
9. China to Let 100 Think-Tanks Bloom // Financial Times, 04.09.2015. Mode of access: https://www.ft.com/content/115be32a-f234-11e4-b914-00144feab7de
10. Haas, R.N. Think Tanks and U.S. Foreign Policy. A Policy Makers Perspective // U.S. Foreign Policy Agenda, 2002, Vol. 7, No 3.
11. Imai, A. The Evolving Role of Think Tanks in Japan // Japan Spotlight, January/February, 2013. Mode of access: http://www.tokyofoundation.org/en/articles/2013/evolving-role-of-think-tanks
12. Keohane, R. Power and Governance in a Partially Globalized World. New York: Routledge, 2002.
13. Kissinger, H. Does America Need a Foreign Policy? Toward a Diplomacy for the 21st Century. New York: Simon & Shuster Paperbacks, 2001.
14. Kollner, P.; Abb, P. Foreign Policy Think Tanks in China and Japan: Characteristics, Current Profile, and the Case of Collective Self-Defense // International Journal: Canada’s Journal of Global Policy Analysis, 2015, No. 4, pp. 593-612.
15. Mazower, M. Governing the World: The History of an Idea. London: Penguin Books, 2012.
16. McGann, J. 2017 Global Go To Think Tank Index Report. Mode of access: https://repository.upenn.edu/cgi/ viewcontent.cgi?article=1012&context=think_tanks
17. McGann, J. Think Tanks and Policy Advice in the United States: Academics, Advisors and Advocates. New York, 2009.
18. Nachiappan, K.; Mendizabal, E.; Datta, A. Think Tanks in East and Southeast Asia. Bringing Politics Back into the Picture. Overseas Development Institute. London, 2010. Mode of access: https://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/odi-assets/publications-opinion-files/6377.pdf
19. Network of East Asian Think Tanks. Official website. Mode of access: http://www.neat.org.ph
20. Nye, J. The Future of Power. New York: Public Affairs, 2011.
21. Slaughter, A.M. A New World Order. Princeton: Princeton University Press, 2004.
22. Stone, D. Think Tanks and Policy Advice in Countries in Transition. Public Policy Research and Training in Vietnam. Asian Development Bank Institute. Tokyo, 2005. Pp. 38-108.
23. The Council for Security Cooperation in the AsiaPacific. Russian National Committee. Official website. Mode of access: http://cscap-russia.fondedin.ru
Рецензия
Для цитирования:
Вода К.Р. АЗИАТСКИЕ «МОЗГОВЫЕ ЦЕНТРЫ»: ПОЛОЖЕНИЕ В МИРЕ И ВЛИЯНИЕ НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ. Сравнительная политика. 2018;9(3):5-13. https://doi.org/10.18611/2221-3279-2018-9-3-5-13
For citation:
Voda K.R. ASIAN THINK TANKS: GLOBAL ROLE AND IMPACT ON FOREIGN POLICY. Comparative Politics Russia. 2018;9(3):5-13. (In Russ.) https://doi.org/10.18611/2221-3279-2018-9-3-5-13